Блаженство свингующего блюза
Дорогие друзья! Желаю вам этим вечером окунуться в блаженство покоя – без резких движений или расписанных по часам дел. Тем более, что сегодняшний герой, Джей МакШенн, и его свингующий блюз только подтверждают: радость бытия – не снежный человек, она все-таки существует.
Под музыку и песни Джея МакШенна жил, любил, страдал и радовался Канзас 1930-1940-х. Пианист и бэнд-лидер города-кузницы легендарных музыкантов родился 12 января 1916 года в небольшом городке штата Оклахома. Он вырос в типичной для Америки, бедной и очень религиозной семье, где поощрялись простые профессии, а музыка была частью образовательного набора добропорядочного человека. Но на «набор» для всех детей денег у семьи не хватало, и музыкой занималась только старшая сестра. Джею оставалось только наблюдать за ее уроками и учиться самостоятельно. Но этого оказалось достаточным, для того чтобы музыка стала главным впечатлением и жизненным выбором МакШенна. К сожалению, родители так не считали, и в 15 лет МакШенн вынужден уйти из дома, чтобы посвятить себя игре на пианино. Несколько лет он гастролировал с небольшими джазовыми группами по юго-западу США, совершенствуя свой энергичный и проникновенно-блюзовый стиль игры, на который оказали влияние музыканты того времени – Фэтс Уоллер и Эрл Хайнс.
В 1936 году судьба странствующего музыканта случайно забросила МакШенна в Канзас. Ему просто нужно было сделать пересадку с одного автобуса на другой, чтобы отправиться дальше. Но это же Канзас! "Этот город был открыт для всех, – вспоминал МакШенн в интервью газете Chicago Tribune в 1991 году, – поэтому туда приезжали девочки, сутенеры – понимаете, о чем я? Все были счастливы, ночная жизнь бурлила, а музыка звучала фактически постоянно, вплоть до 5 или 6 часов утра".
Город так и провоцировал на соблазнительное приключение, и МакШенн не стал сопротивляться. Случайный знакомый в клубе предлагает остаться поиграть. Одна возможность цепляет следующую. У МакШенна нет денег и негде остановиться, но ему предлагают пожить у «друзей друзей». Через 2 дня МакШенн находит работу в одном из многочисленных заведений Канзаса, где всю ночь напролет люди танцуют под джаз и блюз. Его напарниками в трио становятся Оливер Тодд и Элмер Хопкинс. В 1937 году в одном из клубов он встречает молодого и никому неизвестного 17-летнего альт-саксофониста Чарли Паркера и берет его в свой бэнд.
Пуская корни в Канзасе, перекати-поле МакШенн работает в танцевальных клубах «Century Room» и «Fairyland Park», постепенно расширяя трио до октета. Помимо Паркера, оркестр Джея МакШенна включал таких великолепных музыкантов, как басист Джин Рэйми, барабанщик Гас Джонсон, саксофонист Пол Куиничетт, блюзовый вокалист-шаутер Уолтер Браун и трубач Бадди Андерсон. Он конкурировал с оркестром Каунта Бейси за звание самого горячего бэнда в городе, а в работах «Confessin' the Blues», «Hootie’s Blues», «Jumpin The Blues», «Sepian Bounce» и «Swingmatism» впервые проявился особенный голос и стиль будущего новатора джаза Чарли Паркера. Оркестр МакШенна имел грандиозный успех и, казалось, прочно вошёл в элиту биг-бэндов Эпохи свинга, однако Вторая мировая война и закон об ограничении звукозаписи сделали дальнейшее восхождение оркестра к вершине славы невозможным.
После службы в армии МакШенн переезжает в Лос-Анджелес, где удачно работает с Джимми Визерспуном, участвуя в записях. В период 1945-50 годов они добились успеха в рамках стиля ритм-энд-блюз и записали такие хиты, как «Money’s Getting’ Cheaper», «Shipyard Woman Blues», а также великий хит «Ain’t Nobody’s Business».
Имя МакШенна оказывается вновь на гребне волны уже в 1960-х (после того как он возвращается в Канзас из Лос-Анджелеса): с новым поколением появляется новая аудитория слушателей, и Джей активно гастролирует в Европе и Америке, делает записи и участвует в многочисленных фестивалях.
В 1972 году новым домом МакШенна становится Канада, где он как лидер записывает около 12 удачных альбомов.
Ярчайший представитель музыкальной сцены Канзас-Сити, он в последние годы был и живой её энциклопедией, завершая свои альбомы колоритными историями из её богатой на события жизни.
Вклад музыканта в развитие жанра "свингующего блюза"* был оценен еще при жизни: в 1987 году имя Джея МакШенна был введено в "Blues Foundation’s Hall of Fame". Но в памяти миллионов людей он остается тем же Hootie из города Канзас – он играет блюз, под который нам открывается легкость бытия.
«Свингующий блюз» – сильно приблюзованный джаз, ведомый свингующими духовыми, положенными на мощный и в то же время мягкий ритм.
Александра Блок.
#JazzCalendar #АлександраБлок #Jazz #JazzPiano #JayMcShann #JazzBlues #12JanuaryJazz #PianoBlues #Blues